Показывать товары: Всей сети

0 товаров (0 руб.)

ГлавнаяБлогБлоги → Все о Цзяньшуйской керамике от трубок для опиума до чайников.

Все о Цзяньшуйской керамике от трубок для опиума до чайников.

29 марта 2016
Все о Цзяньшуйской керамике от трубок для опиума до чайников.
Все о Цзяньшуйской керамике от трубок для опиума до чайников.
Загрузка изделий в газовую печь
Загрузка изделий в газовую печь
Мастер расписывает глиняные изделия, каждый рисунок уникален и не повторяется.
Мастер расписывает глиняные изделия, каждый рисунок уникален и не повторяется.
Резьба по сырой глине требует высокого внимания и точности. Мастер расписывает одну чашку в течении 30 минут.
Резьба по сырой глине требует высокого внимания и точности. Мастер расписывает одну чашку в течении 30 минут.
Чайные чашки, только что из печи.
Чайные чашки, только что из печи.
На создание рисунка у мастера уходит от 5 до 10 минут, мысль мастер обдумывает минуту не более. Для такой работы нужен богатый запас знаний по истории, китайской мифологии, философии и искусству.
На создание рисунка у мастера уходит от 5 до 10 минут, мысль мастер обдумывает минуту не более. Для такой работы нужен богатый запас знаний по истории, китайской мифологии, философии и искусству.
В Цзяньшуе множество мастерских, иногда люди работают на открытом воздухе.
В Цзяньшуе множество мастерских, иногда люди работают на открытом воздухе.
Тушь для росписи налита в гайвань, а зеленый чай заварен в стакане, художник за работой.
Тушь для росписи налита в гайвань, а зеленый чай заварен в стакане, художник за работой.
Создание изделия на гончарном круге длительный процесс полностью ручной и требует особого внимания и времени.
Создание изделия на гончарном круге длительный процесс полностью ручной и требует особого внимания и времени.
Мастер в своей экспериментальной домашней мастерской.
Мастер в своей экспериментальной домашней мастерской.
Процесс заполнения вырезанного рисунка цветной глиной.
Процесс заполнения вырезанного рисунка цветной глиной.

1 / 10

Уезд Цзяньшуй находится в южной части провинции Юньнань в 220 километрах к югу от Куньмина. 

В этом районе более чем 3500 лет назад зародилось гончарное ремесло. В период правления династии Хань уже имелось сравнительно неплохие гончарные изделия, а в период правления династии Сун при помощи особых технологий обжига создавался гладкий светло-зеленый фарфор (Цинцзы).

Местом производства керамики Цзяньшуй была деревня Ваньяо. В этом месте были обнаружены большие запасы каолина (фарфоровой глины) и желтой  глины. Именно поэтому здесь были заложены основы местного производства.

Желтая глина является основным сырьем для производства голубой глазури. Так же использовался белый песчаный грунт, который добывали в окрестностях деревни. Добавляли смесь из извести и растительной золы, благодаря чему при обжиге образовывалась глазурь голубого цвета.

Начиная с династии Юань и до династии Мин, фарфоровое производство в  Цяньшуй находилось на пике своего расцвета. Позднее  уезд Цзяньшуй стал центром рождения и развития керамического производства  в провинции Юньнань. Продукция успешно подавалась внутри провинции, за ее пределами и также в Юго-Восточной Азии.

Летопись Юаньской династии свидетельствует, что ингредиенты для узоров фарфора Цзиндэчжэнь добывались в горах Бицзя в Цзяньшуй.

В период правления династии Цин, после введения государственного управления производством фарфоровых изделий Цзиндэчжэнь появляются императорские гончарные мастерские. Начинается гонка за тонкой эстетикой. Развивается декоративный жанр, постепенно устанавливается господство «высокого стиля», формируется рынок декоративной керамики. В это время изделия Цзяньшуй постепенно становятся грубой прикладной керамикой. В основном используется для изготовления горшков, чашек, чанов, пиал и др. 

Жидкий раствор фиолетовой глины подвергается фильтрации, промывке и смешивается пять-шесть раз. Затем его помещают в глухо закрытое помещение, там жидкость естественным образом превращается в глину. Полный процесс изготовления сырья занимает примерно 20 дней, за это время глина становится жирной на ощупь. Затем можно приступать к изготовлению изделий.

В годы правления императора Тунчжи (1856-1875 гг.), западные страны начали вести опиумную войну с Китаем. В то время граничащий с Китаем  Вьетнам являлся французской колонией. Железная дорога из Вьетнама проходила через Хэкоу, Мэнцзы и Цзяньшуй.  Образ жизни, культура, технические достижения французов проникали в жизнь аборигенов.  Французcкая еда, напитки оказывали сильное влияние на дизайн керамических изделий, которые создавались в Цзяньшуй.

Все большее увлечение курением опиума повлекло за собой создание специальных приспособлений для курительных трубок. Изменилась чашечка обычной трубки, был усовершенствован дизайн. Сначала вырезали узоры в виде цветов, животных, пейзажей, людей, строки из известных стихотворений. Затем все залеплялось цветной глиной, но никогда не покрывалось глазурью. После обжига узор подвергался шлифованию. Таким образом, было положено начало особенностям производства керамики Цзяньшуй.

Использование высоких температур при обжиге, приводило к тому, что керамика становилась прочная, как железо. Изделия наивысшего качества из фиолетовой керамики проходили семь-восемь  технологических этапов, использовалось одновременно несколько различных способов шлифовки.  Обожжённая кожа – это первый этап шлифования. При помощи шлифовального песка изделия натиралось обожженной кожей, затем просто использовался мелкий песок, в результате которого появлялся узор в виде паутины. На самом последнем этапе полировки использовался крупный песок. После этого сложного и кропотливого процесса шершавую и блеклую поверхность изделия полировали до «зеркального блеска». По завершении всю поверхность изделия натирали маслом.

На керамике, как и на бумаге, всегда стремились сохранить эффект «кисти и туши». Брали кисть с длинной шерстью, устойчиво удерживая кисть на весу, наносили надпись и рисунок.  Произведения каллиграфии и живописи на поверхности фиолетовой керамики никогда не создавали яркий визуальный эффект, имели непринужденный и скромный вид.

После того, как живописные работы завершены, сразу же начинаются резные работы. Пока керамическое изделие еще влажное, на поверхности гончарного сырца в местах, где образовались кляксы и капли от краски, начинают вырезать рубцы, царапины и надрезы. Затем рубцы заново заполняются глиной, излишки снимаются, изделие отправляется на сушку, обжигается и затем проходит несколько этапов шлифовки.

Особенности декоративной техники «исписанный лист бумаги»

«Исписанный лист бумаги» - это вид декоративной техники, используемый только при оформлении фиолетовой керамики Цзяньшуй, среди множества видов керамики является особым языком исключительно для фиолетовой керамики Цзяньшуй. По легенде в уездном городе Цзяньшуй когда-то жил очень образованный человек, который во время тренировки написания иероглифов сразу же переворачивал исписанные листы бумаги и складывал их в стопку. Однажды он случайно обнаружил, что лежащая в куче исписанная бумага вызывает у него эстетическое чувство. Использование дефектов принадлежит к особому виду эстетического искусства, еще до циньской эпохи люди пытались выразить красоту неполного разрозненного текста: «пишу меньше, чем сказал бы, всего не выразить словами». 

Техника создания «исписанного листа бумаги» следующая: на еще не обожженной поверхности гончарного сырца намечают изображение иероглифов и фон, разделяют их на два вида «инь» и «ян» (темное и светлое), вырезают. После, при помощи специального штампа цветной глиной заполняют полости. На керамическом изделии таких листов бумаги не должно насчитываться больше пяти-шести, самое меньшее - это два-три листа бумаги, но расположенных в таком порядке, чтобы позволить зрителю почувствовать гармонию.

Драконья печь

Традиционная печь для обжига керамики Цзяньшуй называлась «лун яо» - «драконья печь». Температура внутри такой печи может достигать 1200 градусов Цельсия, по этой причине окрас основного гончарного сырца немного отличается по цвету. Сейчас деревня Ваньяо является единственным местом, где используются печи «лун яо». В настоящее время люди предпочитают использовать модернизированные газовые печи. Выход готового продукта в них составляет свыше 95 %. Выход готовой продукции из печи «лун яо» не составляет и 70%.

Поверхность изделиий Цзяньшуй благодаря тщательной шлифовке приобретает яркий эффект «зеркала» без малейшего использования глазури.

В 1953 году, в период социалистического преобразования, 37 конкурирующих семейных гончарных мастерских в деревне Ваньяо создали «Производственный керамический кооператив». В том же году, вдохновленные вождем, мастера создали различные уникальные художественные произведения. Всего было создано больше 80 предметов. Они приняли участие в общенациональной пекинской выставке «Народное прикладное искусство». На ней была представлена так же керамика Исин из Цзянсу, Циньчжоу из Гуанси и керамику Жунчан из Сычуани. Это установило керамику Цзяньшуй в один ряд с «четырьмя самыми известными видами керамики Китая».

В августе 2010 года уезду Цзяншуй в провинции Юньнань государством было присвоено звание - «Знаменитого места производства китайской керамики».

7 июня 2008 года традиционное управление предприятием и традиционное производство изделий из керамики Цзяньшуй были причислены Государственным Советом к нематериальному культурному наследию государственного значения. 

В августе 2010 года уезду Цзяншуй в провинции Юньнань государством было присвоено звание - «Знаменитого места производства китайской керамики».

Современные тенденции

Не так давно в Цзньшуй стало популярным производство мелких формы керамической посуды для чая. Мастера используя традиционные формы исинских чайников, создают свою манеру исполнения чайника, стараются найти особый стиль, за счет традиционных декоративных эффектов и техники, «исписанного листа бумаги», резьбы по сырой глине и т.д. 

Местная глина обжигается при температуре 1200 градусов поэтому чайники получаются звонкие и тяжелые как метал, декоративные элементы выглядят массивно , как будто отлиты из чугуна. 

Вплоть до сегодняшнего дня при изготовлении фиолетовой керамики Цзяньшуй по-прежнему упорно применяются гончарные инструменты, разработанные много веков назад, до сих пор нередко используются гончарные круги, управляемые вручную.  Растянуть глиняный сырец и оставить его цельным куском является важным и сложным технологическим процессом. Поэтому тело чайника вытягивают  на гончарном круге в ручную о чем свидетельствуют глубокие концентрические борозды на внутренней стенке цзяньшуйских чайников. Считается, что во время лепки у мастера «сердце должно быть ровное, глаз – метким, а руки - уверенные»,  только лишь при подобных талантах мастера  создаются изделия из фиолетовой глины высшего качества.

Таким образом создается новая история глиняного чайника из Цзяньшуй. 

Посуду для чая из Цзньшуйской керамике, чайники и чашки вы можете купить на нашем сайте. В первые коллекция из 26 чайников от мастерской признанного в Китае художника Тан Мэна, можно посмотреть и опробовать в наших магазинах. Иметь Цзяньшуйский чайник в коллекции большая удача, так как техника исполнения в этих местах изменятеся быстро и возможно через несколклько лет эти изделия удут выглядить иначе чем сейчас.

 

оставить комментарий

Яндекс.Метрика