Показывать товары: Всей сети

0 товаров (0 руб.)

ГлавнаяБлогБлоги → Исинская керамика: качество, сознание и изящество форм

Исинская керамика: качество, сознание и изящество форм

27 января 2017
Исинская керамика: качество, сознание и изящество форм
Исинская керамика: качество, сознание и изящество форм

На аукционном рынке исинская керамика всегда только повышается в цене и обладает коллекционной ценностью «старинной вещи». Произведения искусства из исинской глины знаменитых мастеров, в особенности чайники, встречаются очень редко. Исинская керамика – это художественные произведения, изготовленные вручную из глины, характерные для  китайской народности Хан. Изделия изготавливаются из исинской глины,  местом производства считается деревня Диншу в уезде Исин в провинции Цзянсу, часто употребляется название - исинская темно-красная керамика.

В годы правления императора династии Мин Чжэндэ из исинской глины начали изготавливать чайники. В этот период появляются крупные мастера, многие шедевры на протяжении 500 лет передавались из поколения в поколение.

Принято считать, что создателем исинской керамики является Гун Чунь, живший при династии Мин.

Поскольку в исинской керамике удачно сочетается художественное мастерство и практичность, предметы из исинской глины приобрели большую известность и распространились среди всех слоев населения.

История развития исинской керамики

Исинская керамика появилась в период правления династии Мин. Чайники из исинской глины в этот период были настоящими произведениями искусства, формы создавались изящными, изделия имели простые классические цвета. Период двух династий Мин и Цин знаменит тем, что на его протяжении произошел расцвет фарфоровых изделий, исинская керамика так же в это время стремительно развивалась. С 1950 по 1960 исинская керамика начала приобретать ярко выраженную современную специфику.

До этого периода старинные технологии изготовления  исинской керамики передавались только из уст в уста. В начале 50-х годов двадцатого века, в послевоенный период осталось не 50 человек, знающих технологии изготовления исинской керамики, а мастеров способных изготовить чайник не более 20 человек. Народное правительство решило поддержать старых мастерв, тогда они организовали собственный кооператив, благодаря чему возродилось производство исинской керамики по старинным технологиям.

Появляются такие известные мастера как: Чжу Кэ Синь, Ван Инь Чунь, Гу Цзин Чжоу, У Юнь Гэнь, Цзян Жун, Пэй Ши Минь и др. Все эти мастера создавали настоящие шедевры превосходного качества, изготовленные по старинным технологиям, в настоящее время представляющие большую ценность для коллекционеров.

Особенности исинской керамики

Поскольку исинская глина – это особый материал, то исинская керамика имеет свои  особенности:

  1. Чай, заваренный в чайнике из исинской глины, не теряет оригинальный вкус. Он сохраняет цвет и аромат, при этом чайник способствует раскрытию чайного аромата наилучшим образом.
  2. Чем дольше используется чайник из исинской глины, тем более блестящей становится его поверхность. Это происходит потому, что каждый раз чайный настой «взращивает» чайник, т.е. улучшает его свойства.
  3. Не бойтесь, он не треснет.

     Резкие перепады в температурах не влияют на состояние исинской глины, поэтому чайники из исинской глины можно ставить на открытый огонь,  использовать в микроволновой печи. 
  4. Чайник из исинской глины хорошо сохраняет тепло, при этом не обжигает руки.
  5. Внутренние стенки чайника хорошо впитывают аромат чая. Даже простая вода, постояв некоторое время в таком чайнике, приобретет легкий аромат чая.
  6. Глина чайника постоянно взаимодействует с чайными листьями,
  7. Чайник может менять цвет в зависимости от сорта чая, заваренного в нем: красный чай изменяет цвет чайника с красного на красно-коричневый,  а зеленый чай способен придать чайнику бурый цвет.
  8. Изделия из исинской глины обладают хорошей воздухопроницаемостью благодаря своеим молекулярным особенностям. В связи с тем, что молекулы воздуха свободно проходят через стенки сосуда, а молекулы воды нет, вкус чая не теряется.

Сознание чайника

Роспись глазурью. Этот способ добавления цвета исинской керамике имеет отношение к надглазурной технике росписи, которая возникла в последние годы царствования  династии Цин. Роспись глазурью исинской керамики является очень тонкой и искусной работой. После того, как натуральный цвет покрыт эмалью, осуществляется повторный обжиг. Специалисты по цветной глазури часто используют глазурь различных цветов и оттенков, изображают людей и животных, горы и реки, цветы и травы, а также используют каллиграфию и пр.

Со временем исинская керамика стала символом императорской мощи и процветания, а также одним из способов аристократии демонстрации своего положения.

Согласно письменным источникам, в последние годы правления династии Мин исинская керамика в большом количестве экспортировалась в западные страны, среди иностранных торговцев она получила название - «китайский красный фарфор». На самом деле, исинские изделия из глины не являются фарфором, это вид керамики.

Формовка. Форма чайников из исинской керамики может быть самой разнообразной. Для  создания формы используются ручные техники и приемы (похлопывания и слайсинг). В последние годы правления династии Цин сформировалось гончарное мастерство, стал использоваться гончарный круг. Теперь можно было легко создать чайники любой формы:  круглой, овальной, квадратной, шестигранной, сделать их однобокими, высокими, правильной или неправильной формы. Наряду с этим увеличилась изобразительная плоскость предмета, формы изделий из исинской глины стали продумываться тщательнее, теперь обязательным условием было, чтобы крышка плотно закрывалась, а линии стали еще более четкими и пр.

По тому, как изготовлена крышка, до сих пор определяют уровень техники и мастерства.  При повороте крышки чайника не должно возникать никаких задержек, также не должен появляться зазор между крышкой и чайником, и чтобы чай не выливался через нее; шестигранная крышка должна идеально проходить в пазы при любом повороте. Эти уникальные и сложные методы формовки исинской керамики не имеют аналогов с другими видами керамических изделий.

Стиль и форма.  По мнению специалистов, чайник состоит из семи частей:

  1. ушко (пипка)
  2. крышка сосуда
  3. ампула
  4. ручка
  5. носик
  6. ножка (основание)
  7. отверстие для пара

Все формы и стили чайников, созданные в древности, имеют свои особые названия, в настоящее время существует несколько десятков видов форм чайников. Например, такие формы как: бочонок, жемчужина, драконье яйцо, квадрат, восьмигранник, плоская слива, ствол бамбука, рыбообразный дракон, созвездие и др. – получили широкое распространение.

Современные люди больше обращают внимание на коллекционную стоимость чайников из исинской глины. Древняя исинская керамика практически бесценна, а образцы исинской керамики династии Мин практически не дошли до наших дней.

Чтобы дать оценку чайнику из исинской глины, необходимо четко определить период, в котором он был создан, знать его особенности, а также порядок развития стилей. Существует всего три основных вида:

  1. Первый вид – это чайники без каких-либо украшений, такие изделия позволяют насладиться работой конструкторов-дизайнеров.
  2. Второй вид имитирует животных и растения.
  3. Третий вид имеет ярко выраженные грани и ребра, отличительной особенностью стиля являются различные выступы и ребра на поверхности основной части чайника.

Технологии производства

Процесс создания изделий из исинской глины в каждый исторический период немного отличается. Основные различия технологий состояли в следующем: способах обжига, температурах обжига, конструкции печи, топливных материалах и пр. Все эти внешние факторы  в той или ином мере оставляли на изделиях след своей эпохи, которые в наше время являются артефактами и способом знакомства с отдельными эпохами.

 В начале правления династии Мин чайники в основном вылепливали, форму придавали при помощи надавливаний с внешней и внутренней стороны стенок сосуда. В поздний период династии Мин форму чайнику придавали при помощи деревянной опалубки, на внутренней стороне чайников этой эпохи не обнаружено каких-либо отпечатков пальцев, но отчетливо видны следы от скребков. Соединения носика и ампулы, ручки и ампулы часто выглядят очень грубыми, позже стали сращивать стыки при помощи скребков и глины. Места соприкосновения основы крышки и ее ушка соединяли подобным образом.

В эпоху цинской династии стали применять дополнительные пласты глины для сращивания их с основой, чтобы толщина после обжига сохранялась равномерной, также чайники стали изготавливаться более тщательно, у многих чайников этого периода на дне можно обнаружить радиальные линии. С другой стороны, чайники до сих пор изготавливались при помощи ручной лепки. Такие мастера как Чэнь Мин Юань и Ян Пэн Нянь и др. обжигали свои чайники огнем, доведенным до зеленого пламени, но среди обычных людей такие технологии были в то время не распространены.

Известный исследователь исинской керамики Гу Цзин Чжоу, как-то проводя экспертизу исинской керамики, отметил: «Технологии формования являются главным критерием оценки». Современные технологии – это шликерное литье, чайники получаются глянцевыми и очень ровными, на этом этапе используется почти жидкая, как масло глина, которая заливается в специальную форму, поверхность таких изделий получается исключительно гладкой.

Виды исинской глины

Для исинской керамики используется только три вида сырья – фиолетова глина, зеленая глина и красная глина.

Фиолетовая глина – это первый слой в рудной залежи. Рудная залежь представляет собой тонкий пластинчатый слой, толщина которого обычно от нескольких десятков сантиметров до одного метра. Эта порода недостаточно твердая, необработанное сырье имеет фиолетовый или пурпурный цвет, часто имеются вкрапления бледно-зеленого цвета. После обжига такая глина приобретает фиолетовый, красно-коричневый или темно-фиолетовый цвет. Главным компонентом в составе фиолетовой глины является гидрослюда, глина  также содержит различное количество каолина, кварца, слюдяную мелочь и железо. Комплексный анализ показал, что, благодаря содержащимся в фиолетовой глине кварцу и слюде, данный вид глины обладает высокой прочностью.

Зеленая глина – это вкрапления внутри фиолетовой глины, еще имеет название «глина внутри глины». Количество зеленой глины ограничено, консистенция относительно мягкая, огнеупорность по сравнению с чистой фиолетовой глиной низкая. Часто используют дополнительно порошковый материал или красители, чтобы сделать цвет поверхности керамического изделия еще более насыщенным.

Красная глина – это молодая глина, которая залегает на самом дне рудного пласта, руда представляет собой небольшие вкрапления. Из-за большого количества содержащегося железа после обжига, цвет глины меняется на алый красный, пурпурно-красный или цвет красной бегонии. Поскольку объем производства керамики из данного вида глины всегда был ограничен, в ранний период на продажу в южные провинции и Юго-Восточную Азию изготавливали чайники только небольших размеров, основа которых делалась из красной глины, при этом дополнительные декоративные детали покрывались тонким слоем красной глины поверх обычной фиолетовой.  В составе глины содержится большое количество окиси железа, от 14 до 18 %, поэтому после обжига красная глина становится ярко-красного цвета. Красная глина имеет очень привлекательный вид и высоко ценится, поэтому считается, что и уровень мастерства тоже должен быть очень высоким при работе с таким материалом.

Для того чтобы добиться необычного результата,  мастера нередко смешивают различные виды глины в определенных пропорциях, либо добавляют в состав различные окиси металлов или красители.  Выдающиеся мастера исинской керамики всегда имеют свои собственные профессиональные секреты смешивания глины. В связи с этим, после обжига изделие из исинской глины может приобрести всевозможные цвета и оттенки.

Как определить настоящий чайник из исинской глины

  1. Визуально.  Как правило, настоящий чайник из исинской глины имеет однотонный и неяркий цвет. Темный, но не насыщенный;  яркий оттенок чайника – это свидетельство того, что в глину были добавлены окисленные металлы, нередко встречаются в составе и вредные вещества. Помимо этого необходимо учитывать, что изделия из исинской керамики, часто в процессе обжига могут уменьшиться в размерах, различный состав глины дает различный коэффициент усадки предмета.
  2. Залить чайник кипятком. Доведенную до кипения воду необходимо залить в чайник доверху и закрыть крышкой. Должно быть заметно, как вода медленно впитывается стенками чайника. Крышка так же должна постепенно становиться влажной, медленно впитывая влагу. Это происходит потому, что исинская глина имеет двойной пористый слой, в связи с чем впитывание происходит так быстро. Данный способ является хорошим критерием оценки качества чайника.
  3. На ощупь. В состав исинской глины входит кварцевый песок, слюда и другие компоненты. Эти компоненты создают особую деликатную поверхность изделий из исинской глины. Поверхность чайника не должна быть шероховатой, хотя и отличается на ощупь от фарфора или эмали.

     

    Слишком гладкая поверхность изделия из исинской глины может быть свидетельством подделки, либо применением особой технологии, так что это вопрос сложный, всегда надо с осторожностью выбирать изделия.

  4. Проверить на вес в руке. Плотность чайника должна быть достаточно высокой. Взвесьте его в руке - должна ощущаться увесистость. Чайники плохого качества, как правило, имеют небольшую плотность  и от этого кажутся «несерьезными». Через вес можно определить, какого качества этот чайник, подержите его в руках, должен ощущаться его вес.

Подготовка чайника к использованию и способы ухода за чайником:

Новый чайник, как правило, не блестит и имеет тусклый цвет, совершенно новый чайник из исинской глины нельзя сразу же использовать для заваривания чая. Поэтому первое, что нужно сделать с новым чайником, так это «вскипятить» его, благодаря этому устранятся вредные примеси и неприятный запах. Как это сделать правильно:

  1. Подготовка. Только что купленный чайник необходимо обмыть один раз снаружи и внутри, так смоется пыль и грязь. Затем поместите чайник в кастрюлю с водой, в три раза увеличьте нагрев воды и оставьте его на два часа, это поможет избавиться от специфичного запаха глины.
  2. Уменьшение нагрева. Положите небольшое количество тофу в кастрюлю с водой и чайником, уменьшите нагрев на одно деление и оставьте чайник еще на один час. Тофу содержит минералы, которые ослабят способность быстро нагреваться, а также выведет остатки вредных веществ из глины.
  3. Питание влагой. Опустите нарезанный сахарный тростник в кастрюлю с чайником. Вместо сахарного тростника так же можно использовать обычный сахар, «варите» чайник еще час.  Сахар поспособствует хорошей пропитке чайника влагой.
  4. Оживление. Возьмете ваш любимый чай, поместите его в чайник внутри кастрюли, «варите» его еще час. Таким образом чайник перестанет быть простым неодушевленным предметом, после этого он «возродится», впитает аромат чайных листьев, и уже первое заваривание удивит вас.

Уход за чайником.

Настоящий чайник – это не только хорошая глина и мастерство, помимо этого необходимо еще «взрастить» чайник, многочисленные заваривания позволят внести изменения во внутреннюю структуру чайника, сделать чайник еще более утонченным, увлажненным и гладким как нефрит.

  1. Особый чайник - особое использование, для каждого сорта чая в идеале нужен отдельный чайник. Благодаря тому, что исинская глина имеет особую структуру  (двойная пористая структура глины, молекулы расположены по типу чешуек), чайник может впитывать экстрактные вещества из чайных листьев (коэффициент поглощения чайника из исинской глины составляет от 1.6% до 7.05%), это способствует изменению свойств чайника, чайник может отдавать экстрактные вещества и изменять вкус чая. Чтобы вкус чая оставался правильным, лучше иметь для каждого сорта чая свой чайник.
  2. Регулярное протирание чайникаВ процессе заваривания чая используйте хлопковое полотенце, чтобы обтирать им чайник, это позволит всегда содержать чайник в чистоте. Обычно регулярное пропитывание чайника чайным настоем способствует его преображению.  Обратите внимание, что во время протирания чайника полотенцем, необходимо быть осторожным, так как при сильном натирании легко повредить поверхность чайника. Для того чтобы избежать в долгосрочной перспективе «налета старины» и других дефектов, которые испортят целостный вид чайника, необходимо тщательно за ним ухаживать. 

Переведено с китайского по заказу компании "ДаЧа"

Материал подготовила Давыдова Татьяна 

 

оставить комментарий

комментарии к новости (4)

Солнышко-Раиса
Солнышко-Раиса
30 января, 16:45
Даже не знала, что эта самая "пипка" правильно называется "ушко" :))
Виктор
Виктор
2 февраля, 12:46
напишите еще в другой статье что делать если чайник треснул например, ушко отпало или крышка раскололась .как можно заклеить, чем, почему это плохо или нет, а то думаю такое часто бывает и много кто сталкивался, а как решить проблему? Есть и такие ребята кто чайник убирает в шкаф только потому что пипку обратно не клеят например, мол чайник всё уже "не тот" уже нельзя в нем заваривать, так ли это?
16 февраля, 10:17
Виктор, отличная идея! Возьмем на заметку)) Не видим преград, чтобы не написать об этом ;)
Станислав
Станислав
6 апреля, 20:09
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, источники информации, указанной в этой статье. И еще буду благодарен за контакты Давыдовой Татьяны, которая подготовила этот материал.
Яндекс.Метрика